Проектная и исследовательская деятельность как метод  развития универсальных учебных действий.

 

         Важнейшей заслугой новых ФГОС считаю поставленную на государственном уровне задачу– поворота от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности, которая ведет к достижению главной цели современного образования, а именно: научить детей самостоятельно добывать знания, анализировать, осмыслять и систематизировать, выдвигать гипотезы и находить им подтверждение в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности ,индивидуальной или коллективной, создавая собственный социально значимый продукт

         Спектр тем, рассматриваемых на уроках английского языка, настолько широк, что затрагивает вопросы и проблемы, изучаемые на других предметах, и соблюдение межпредметных связей несомненно имеет огромное значение.

        В своих проектных работах на английском языке, мои учащиеся решали, или пытались решить, проблемы экологии, сбережения энергоресурсов и воды, транспортной системы Москвы, создавали рецепты здорового питания для подростков, представляли свои увлечения и старались привлечь сторонников к их хобби, сравнивали праздники и достопримечательности Великобритании и нашей страны. При этом естественно прослеживается связь с такими предметами, как история, биология и естествознание, химия, русский язык и литература, география и , конечно, информатика, особенно когда речь идет о создании электронной презентации. Хочется отметить , с одной стороны, хороший уровень подготовки наших учащихся по этим предметам, с другой стороны, полезное развитие и обогащение  имеющихся знаний благодаря владению английским языком, которое дает возможность работать с источниками на английском языке и доступ к международному сотрудничеству.

        Важной задачей в связи с этим является перенос акцента со всякого рода упражнений и пассивного заучивания правил на  активную творческую осмысленную деятельность учащихся. Ярким примером. проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определенной теме, или по грамматике. . Так мы создали своеобразный грамматический справочник в виде презентаций учащихся и разместили на моей страничке в интернете. Эти же презентации можно применить и на уроке при изучении определенной темы. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны - для учащихся при подготовке к уроку или к итоговой аттестации, для учителя на уроке. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта тоже очевидна.

 

        Метод проектов позволяет превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно важные, практически значимые проблемы с учетом индивидуальных интересов и уровня обученности каждого учащегося . А участие в конференциях и конкурсах создает дух здоровой конкуренции и стимулирует стремление к достижению наилучшего результата как в области исследуемой проблемы, так и во владении английским языком и компьютерными технологиями.

         Метод проектов способствует формированию и развитию как познавательных так и коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

        Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

                                                         Метапредметные результаты проектной деятельности.

        Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, анализ и фиксация информации.

        Развитие критического мышления через осмысленное чтение большого объема информации, умения прогнозировать содержание текста по заголовку, .ключевым словам, умения выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, и устанавливать логическую последовательность  и взаимосвязь основных событий и фактов.

        Развитие умения планировать свое речевое высказывание, умения самоконтроля и самоанализа.

        Развитие коммуникативных навыков и умения работать в группе.

        Воспитание чувства ответственности, стремления к достижению наилучшего результата путем творческого поиска и самореализац

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения .

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка и во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы , обсуждение методов исследования, источников информации, анализ полученных  данных, оформление конечных результатов, подведение итогов, корректировка,  выводы , представление результатов в виде доклада и компьютерной презентации.

Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным.

Приведу пример создания проекта о необходимости сбережения воды и электричества. Надо отметить, что тема экологии рассматривается в учебном курсе английского языка с 6 класса и присутствует практически в каждом учебнике в последующие годы. Ребята понимают значимость и важность решения экологических проблем, знают о существовании международных природоохранных организаций. Проблема многогранна и носит глобальный характер. Но решение ее зависит от всех и от каждого. Что ты конкретно можешь сделать, чтобы сберечь окружающую тебя природу, уменьшить количество потребляемой воды, электроэнергии, сократить количество мусора, беречь бумагу и т.д. В статьях учебника приводятся примеры  конкретных полезных действий по охране окружающей среды и вдохновляют ребят на поиски собственных решений . Освоив основную лексику по теме, они способны находить информацию в интернете, специальной литературе, общаться на сайтах природоохранных организаций, расширяя лексический запас и круг знаний по теме.

        Отрадно, что представляя свои проекты на окружной конференции  ''Наш дом-Земля'' по английскому языку  в 2011 году, были отмечены актуальность и практическая значимость проектов Исмайлова Эмина по энергосбережению и Шестаковой Ксении по сбережению воды.

        Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата.

        В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, развитию их творческих способностей.

 

Использование интернет пространства при работе над проектом.

        Проектная деятельность - самостоятельное исследование , начиная от выбора темы ,определения проблемы и путей и способов ее решения, однако предполагает сотрудничество, и направляющая роль учителя-советчика здесь несомненно важна и необходима. К тому же работа проводится ,в основном, во внеурочное время и требует индивидуального подхода.

        Возможность решить вопрос индивидуализации и сотрудничества во внеурочное время  нам дает интернет пространство. На сайте  ИнтеВики создана обучающая площадка для проведения сетевых проектов. Создав свою страницу на этом сайте, мы получаем возможность размещать информацию , направляющую работу ученика над проектом ,рассматривать и корректировать проделанную им работу.

        На моей странице ученик может ознакомиться с руководством по работе над проектом, требованиями  к оформлению реферата и созданию слайдов электронной презентации,  просмотреть примеры презентаций  проектов  по аналогичной тематике, найти ссылки на полезные источники информации и интернет сайты. Со своей стороны, я могу поэтапно отслеживать работу своих учеников, давать рекомендации и вносить коррективы.

 

Заключительный этап.

        Очень важно грамотно и достойно представить результаты своей работы красочной электронной презентацией и докладом на английском языке. С этой целью доклад проговаривается неоднократно вслух при поддержке учителя и проводится предзащита перед классом, в школе. Лучшие проекты авторы представляют на конференциях окружного и городского уровня. Таким образом, возрастает мотивация к дальнейшему совершенствованию и работе в системе проектной деятельности.

        В заключение , хочу отметить, что приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

 

        В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

        Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого  развития.

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Иностранный язык (профильный уровень) - требования к результатам освоения курса иностранного языка на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:

1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля и для построения индивидуальной траектории развития школьника;

2) сформированность умений перевода с иностранного на русский при работе с несложными текстами по тематике выбранного профиля;

3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.